О страхе выгорания

Иногда в церковных кругах рулит очень интересный страх: страх выгорания. 

Вот появилась какая-то идея, и видим очень ясно нужду, и понимаем, что Бог нас снабдил всем необходимым, чтобы об этой нужде позаботиться. Понимаем, что никого вокруг нет, кто бы этим занялся. И даже видим, что Бог уникальным образом провел нас через разные испытания и ситуации, которые научили нас необходимой мудрости и навыкам, применимыми вот в этой самой нужде. 

И вместо того, чтобы взяться за плуг и начать пахать, мы отступаем от поля, в страхе, что устанем и выгорим. 

И вот так, предпочитаем себе тут тихонько тлеть, никому сильно не давая нормального огня и тепла — лишь бы доскрипеть до конца. 

Очень очень понимаю этот страх, потому что смотрела ему в глаза не раз и не два. Стремление к самосохранению глубоко сидит во всех нас — и не всегда ему надо сопротивляться. Выгорание — реальная вещь  в служении, и немало служителей сошли с беговой дорожки именно из-за выгорания. Об этом много говорят и пишут в христианских кругах. Но когда этому страху в нашей жизни дается полное право руководить нашими решениями и придавать контуры нашим действиям, то простое самосохранение превращается в рабство. 

Мы открываем Библию и видим в ней людей, жизни которых горели ярким огнем для Бога, и которые ежедневным послушанием в больших и маленьких решениях приносили Ему славу и строили Его царство кирпичик за кирпичиком. Они не жалели себя, и страх перед будущим не останавливал их, потому что ими руководила любовь к Тому, что все держит в Своих руках — включая их самих и их «ресурс». 

Вот всего несколько примеров:

  • Неемия работал неустанно, щедро жертвуя из собственных ресурсов, противостоя не только внешнему двдлению и злоречию, но и постоянно сталкиваясь с проблемами внутри израильского общества. Он был движим желанием устранить уничижение и позор из жизни его народа и помочь восстановлению Иерусалима. 
  • Эсфирь глубоко понимала значимость ее момента в истории.
  • Руфь посвятила себя Наоми и ее народу, хотя понимала, что идет в чужую для нее страну — туда, где моавитян считали за нечистых.
  • Павел пишет: “я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» Кол. ‭1‬:‭29‬.
  • Иисус говорит, что те, кто хочет идти за Ним, должны оставить всякую надежду на самосохранение, потому что только в этой потере себя мы сможем обрести жизнь.

Нам нужно быть верными и мудрыми, чтобы не попасть в сети этого страха. Нам нужно знать самих себя — что стоит за этим страхом? Почему наше сердце так боится за себя? Почему мы так легко устаем? Вот некоторые мысли из того, что встречалось мне.

  • Мы не совсем понимаем, что значит покоиться в Боге. Его завершенная работа по нашему спасению означает, что Его стандарт святости полностью удовлетворен и нам теперь остается лишь наслаждаться Его покоем. Часто к выгоранию приводит внутренняя борьба завоевать его расположение. Когда сердце занято постоянным взвешиванием своих дел, неудивительно, что оно устает задолго до самого дела. 
  • Мы не совсем понимаем смысл жизни во Христе. Нас Бог спас и оставил тут на земле, чтобы мы не просто НЕ ПРИЧИНЯЛИ вред никому, но и приносили добрый плод: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Иоанна 12‬:‭24)‬. Библия неоднократно призывает детей Бога быть богатыми на добрые дела и быть щедрыми. В этом свете наше бездействие из-за боязни выгорания — непослушание евангелию.
  • Мы живем по неправильному ритму отдыха и работы. Есть огромная мудрость в соблюдении ритма, заложенном в творении: 6 дней работать, спать ночью, отдыхать на 7-день. Вместо этого мы растягиваем эти границы, думая, что сможем пересилить биологические часы. Неудивительно, что наш бедный мозг, который мы подвергаем непрестанному потоку информации, просто не в силах уделить внимание настоящим нуждам и реальной миссии — а наше тело, которому мы не дали порядком отдохнуть в один день, предназначенный для отдыха, все просит нас расслабиться в остальные рабочие дни.
  • У нас ложные ожидания результата от наших усилий. Когда мы видим определенную нужду, возможно, мы думаем, что от нас ожидается решение этой нужды во всей ее полноте и широте. Это как если бы я проходила мимо попрошайки, думая, что я все равно не смогу всех голодных накормить. А что, если мы будем смотреть на дело перед нами в нашем контексте, не прыгая своим воображением далеко за пределы нашего момента? А что, если Бог хочет, чтобы я научила вот эту группку женщин в моей церкви — даже если это никогда не перерастет в многотысячное движение? А что, если Бог готовил меня долгое время на то, чтобы я помогла моей церкви организовать ее бюджет вот в этой стадии ее жизни и развития? А что, если Он дал мне вот этих соседей, чтобы я могла позаботиться о них на этом отрезке их жизни?
  • Мы отказываемся браться за плуг, потому что на самом деле видим источник наших сил в похвале — и если надежды на похвалу нет в этом деле, то это будет означать то самое пресловутое выгорание. Тут так важно честно подумать над тем, насколько сильно и важно мне, чтобы меня видели и замечали. Если я в этом черпаю силы, то мой идол самосохранения покрыт толстой чешуей поиска собственной славы. А идолов надо убирать из жизни, потому что “никакой…идолослужитель не имеет наследия в Царстве Христа и Бога” (Ефесянам‬ ‭5‬:‭5)‬. Будем служить Богу и Его народу с отдачей, зная, что Он даст силы и обеспечит нас всем необходимым завтра, как и вчера —  не только это! И даст нам награду!
  • Когда мы не хотим браться за служение и тратить свои силы на обеспечение нужд Его народа, мы уже имеем план для этих ресурсов. Это очень просто! Когда я говорю детям в супермаркете в ответ на их просьбы купить им какую-то игрушку/гостинец — «У меня нет денег» — я не вру им, потому что, хоть у меня в кошельке есть денежка, но у нее уже есть предназначение. Подобным образом, мы распределяем свой драгоценный нам ресурс согласно тому, что важно нам. Что важно нам сейчас и куда уходят наши силы? Возможно, пора пересмотреть и переоценить наши статьи расхода.

Это только несколько мыслей — и думаю, что это далеко не полная картина нашего сердца, которому легче пребывать в страхе, чем бороться с идолами и браться за плуг.

Как нам гореть ярко для Бога и для этого мира, не боясь ничего, с полным сердцем, чтобы встретить Его царство, бодрствуя в верности и послушании? Как нам изгонять страх любовью к Богу — настоящей, у которой есть руки и ноги, которой не жалко времени, денег, ресурсов — а лишь бы увидеть Его славу?

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.