Не своя

Я в странной пустыне сейчас. Разговоры с некоторыми людьми, которые стали за несколько лет глубокой рекой, сошли после нашего переезда на нет, или стали тонкой струйкой. Новые разговоры и отношения пока еще как случайный дождик и мелкие лужицы; испаряются быстро. И ощущение какой-то неприкаянности, не оставляет меня эти несколько месяцев. Что делать, когда это чувство непринадлежности окрашивает каждую минуту, пока я готовлю для новых людей ужин и пытаюсь вывести их на разговор?

Как жена пастора, я слышала от некоторых людей: «Я не чувствую себя тут «своей». В каждой церкви есть люди, которые по разным причинам не чувствуют себя частью, принадлежащей вот этому телу. Если честно, эти слова всегда вызывали во мне искреннее недоумение. Мне ВСЕГДА нравились люди, и мне очень легко всегда было вписаться в новую группу.

Причины для такого чувства всегда разные. Иногда церковь действительно живет по мирским обычаям — есть в ней тесные группки, в которые пробиться очень сложно. Тут нужно усердно работать над тем, чтобы наши дружеские отношения не были обнесены непроницаемым бетонным забором, но в них были окна и двери, и открытое приглашение, подобно тому, как и Бог привлек нас к Себе: заходи же, не стой на пороге.

Часто причина в том, что у человека довольно-таки высокие ожидания к людям вокруг него: ему надо, чтобы люди были определенного возраста, статуса, темперамента, интереса и проч. Тут необходимо снизить эти планки и учиться воспринимать людей не просто такими, какие они есть вот тут, со всеми их «тараканами», как говорит моя мама. Но нам нужно принимать их такими, кем они являются во Христе. Бог ввел меня в свою семью и сказал — вот твои братья и сестры. Я не могу выбирать себе членов семьи и так же не могу просто отрезать их, как будто от меня зависит, кто тут принадлежит, а кто нет. 

Но чаще всего, это чувство не совсем привязано к физическим обстоятельствам. Часто это ощущение с нами потому, что мы живем в сломанном, подчиненном суетности и тленности мире, и нам всегда будет немножко неловко и неудобно в нем. Это ощущение, что мы тут не свои, будет с нами всегда — до тех пор, пока Бог не сделает этот мир таким, каким он и был задуман. Поэтому нам не надо противиться этому ощущению, но надо активно превращать его в надежду на будущее. А библейская надежда всегда дает силы для жизни в настоящем. Однажды настанет день, когда нам не нужно будет пытаться оправдать ожидания других или угодить им, прятаться за фасадом, не раскрывая себя полностью из страха. Однажды мы сможем жить с обнаженной душой, потому что каждый из нас будет в совершенстве облечен во Христа.

Но что делать, когда ты действительно новенький, и кажется, что нет тут ни места, ни нужды в тебе? И есть искушение опустить руки, потому что понимаешь, что времени потребуется воз и маленькая тележка, чтобы отношения приобрели глубину и смысл и устойчивость.

Вот некоторые идеи:

  1. Не терять из виду самое важное, что нас связывает — наша идентичность во Христе. Мы принадлежим одному Богу и нас ждет одно наследство. Нас омыла одна кровь и у нас один Дух. Мы живем одним Словом и стоим перед одни Судьей и оправдателем.  Если мы будем продолжать возвышать наши отличия в ранг первой важности и забывать о том, что у нас есть общего, то мы находимся в опасной зоне — зоне идолопоклонства, там, где идол имеет большее влияние на меня, чем Иисус и Его великая работа на кресте. 
  2. Убивать все, что протестует во мне и хочет отодвинуться от людей, отличных от меня. Как часто крутится в моей голове мысль: “Мне они не нравятся, они не похожи на моих друзей и проч.”? Как часто я сравниваю реальных людей с фантомными, которые в моей голове? Мне нужно взять эти мысли в плен и отдать все, что стоит за этими мыслями, Богу. О чем эти слова могут свидетельствовать? О моем нежелании пойти вместе с Руфью: “Твой Бог будет моим Богом и твой народ будет моим народом”. О моем небрежном (о может быть, пренебрежительном?) отношении к тому, что Бог делает вот тут, передо мной. О моем неверии, что Он действительно суверенный над всеми моими обстоятельствами и людьми, которых Он привел в мое окружение, над стадом овечек, в которое Он привел меня.
  3. Искать способы послужить им и быть полезной. Путь к сердцу мамы лежит через ее детей — как я могу послужить детям, а вместе с ним — их мамам? Кто тут нуждается в друзьях? Кто тут одинокий и неприкаянный?
  4. Не оставлять, а наоборот, углубляться в любви к Слову. Каждый раз, когда мы переезжаем, мы сталкиваемся с новой культурой, новыми способами, как люди строят связи, о чем они говорят. Но вот истина: путь к сердцу детей Бога лежит через Его слово. Как я могу быть верным распорядителем Слова в моих разговорах? Пусть я чувствую себя “не своей”, но Слово Бога “свое” везде, в каждом уголке Его народа, и сердце каждого ребенка Бога бьется под ритм Слова и слышит Его зов. 
  5. Стремиться не к самой глубине отношений ради самих отношений, но ради возможности помочь людям вокруг меня вырасти во Христе и стать зрелыми. Когда мне жалуются: «Я не чувствую себя частью тут, «своей»», то обычно прямо на поверхности лежит простой факт, что главное желание в стремлении быть «своей» на самом деле довольно-таки эгоцентрично. Нам все время хочется, чтобы Вселенная крутилась вокруг нас, любимых, слушала и обожала нас, видела и восхищалась нами. Но она не хочет этого делать, и Бог всегда будет оказывать сопротивление таким стремлениям и желаниям. Так что лучше уж мне прислушаться к тому, что Бог делает вот тут, и искать Его славы среди людей вокруг меня, зная, что только такой процесс может изменить меня в образ Христа, который всегда «свой» в Своем Теле.
  6. И – напоследок, самое важное: молиться о том, чтобы Бог использовал нас как Свои инструменты благодати, молиться о том, чтобы Он подарил нам дружбу, какая была между Ионафаном и Давидом. И ждать, покоясь в простой истине, что я всегда «своя» в Его доме.

2 ответ. на "Не своя"

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.