Трудная тема

22 Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу. 23 Ведь муж – глава своей жене, как и Христос – Глава и Спаситель Церкви – Своего тела. 24 И как Церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям. 25 А вы, мужья, любите ваших жен так, как Христос полюбил Свою Церковь. Он Самого Себя отдал за нее, 26 чтобы сделать ее святой…32 В этих словах скрыта великая истина, и я говорю вам, что они относятся к взаимоотношениям Христа и Церкви (Еф. 5:22-25, 32).

Всякий раз, когда я веду группу по Ефесянам и приходит время для 5-й главы, я готовлюсь к целой битве.

Ни на одном собрании не задается столько вопросов. Ни одна тема не задевает как за живое, глубоко сидящее, чувствительное. Ни одна тема не имеет такого облака недопонимания вокруг себя, как подчинение.

В этот раз на моей группе оказалась женщина из Африки, в культуре которой преобладает мужской авторитет. «Мужчине надо только родиться, чтобы быть человеком» — такая поговорка показывает форму ее культуры, и ее привычки, и установки. Патриархальное общество, из которого она вышла, превратило «подчинение» в Библии в нечто уродливое и нежеланное, и занизило ценность женщины. «Я так сказал и точка», «Библия говорит, что ты должна меня слушаться во всем» — такие слова слышит каждая ее знакомая. Женщины обязаны подчиняться всем мужчинам. Все лидерские позиции заняты мужчинами. Проповеди по Ефесянам 5 о брачных отношениях всегда ограничиваются лишь тремя стихами, которые как раз говорят о подчинении.  

Этот взгляд и ее горечь, которая чувствовалась в ее голосе, были противоположностью тому, что говорили мои подруги-американки, которым претит настойчивый голос современной культуры, со всех сторон внушающей женщине о ее самоутверждении, равноправию с мужчинами, независимости.

В обеих культурах перекос и всплеск эмоций в отношении этой темы. В обеих культурах это понятие превратилось во что-то уродливое и нежеланное. И думаю, что этому причин много – оправданных и неоправданных.

Мы – потомки Адама и Евы и их бунт передался нам с молоком наших мам. Мы не можем спокойно и с радостью принять необходимость подчинения. И с другой стороны – видя грех вокруг нас и поломанность этого мира, неудивительно, что эта мысль о подчинении: а именно, о сдаче своих прав в пользу другого человека, такого же грешника, как и я, внушает страх и тревогу.

Подчинение для многих из нас ассоциируется с ценностью – у тех, кто ниже рангом, ценность ниже и наоборот.

Мне кажется, что проблема в нашем восприятии этого понятия часто заключается в том, что это понятие нам преподается как поручение, обособленное от всей библейской истории. Когда понятие вырывается из контекста всей книги/послания, и всей Библии, то оно становится орудием в руках людей, которые пользуются им в своих целях.

Но картина, которую рисует все послание к Ефесянам и вся Библия о подчинении, на самом деле красива и сосредоточена на Христе – как и все в Слове Бога!

Что говорит контекст этого отрывка? (Читайте о «слоях контекста» в моей заметке вот тут)

Самый дальний контекст этого отрывка, и который Павел упоминает тут – это Бытие, история творения. В истории о творении мы можем почерпнуть следующее о браке:

  • оба муж и жена были созданы по образу Божьему. Они одинаковы в своей ценности и в своем статусе перед Богом (Быт. 1:26,27).
  • оба муж и жена получили от Бога поручение владычествовать над землей и представлять Бога на ней. Они должны быть Его наместниками и управляющими на ней. Бог вверяет им обоим эту работу (Быт. 1:27,28). Их совместная работа не является проклятием за грех.
  • Бог с самого начала устанавливает порядок внутри этого союза – жена названа «помощницей» Адама (Быт. 2:18). Иерархия в семье не является проклятием за грех, но порядком, установленным Творцом.
  • грех, войдя в мир, испортил собой гармонию на всех уровнях: между Богом и человеком, и между мужчиной и женщиной: человек восстал против Бога, пошел по своему пути к подобию Богу – а жена теперь, с тех пор как Адам послушался ее, будет всегда пытаться контролировать им (Быт. 3:16). Все встало с ног на голову, и это будет иметь далеко идущие последствия. Вся поломанность и трагедии и боль в этом мире имеют свой корень именно в том событии, которое нарушило гармонию на всех уровнях, между людьми и между людьми и Богом.

Бог задумал через Христа восстановить нарушенное грехом положение, и вновь вернуть единство между Богом и человеком, и между людьми. Об этом единстве земного и небесного нам говорит послание к Ефесянам 1:10. Через это единство Бог наполнит все Собой (3:19, 4:10). Именно это учение Павла о единстве верующих во Христе является еще одним слоем контекста для учения о браке. Мы – члены друг другу.

И это единство на всех уровнях, достигнутое через кровь Христа (Еф. 2:16), должно теперь проявиться там, где мы ходим бок о бок, тремся острыми углами друг о друга, просыпаемся с плохим запахом изо рта и встрепанными волосами, застреваем в пробках, зарабатываем и тратим деньги, болеем, смеемся, вспахиваем и пожинаем – в нашем браке.  Единство должно стать чем-то осязаемым и обозримым. Небесное становится единым с земным.

Подчинение в браке, согласно Ефесянам 5, вместе с жертвенной любовью мужа, являются рупором, через который Бог всем рассказывает о своей мудрости и Своей работе, совершенной через Христа. Эта тайна соединения двух отдельных единиц в одно, это единство в разнообразии, показывает Евангелие всему наблюдающему миру.

Поэтому в те моменты, когда подчиниться трудно, я буду подчиняться, потому что чувствую себя в полной безопасности во Христе. Я не чувствую себя ущемленной, понимая, что на нас обоих лежит ответственность выражать образ Христа.

«Отдача моих прав» для меня не проблема: я рада, что я во Христе, и этого мне достаточно.

Как жена, которая идет за мужем туда, куда и не мечтала и которой многое приходится оставлять, я подчиняюсь в полной свободе, зная, что я служу не мужу, а Христу.

Я буду подчиняться, потому что мне дорого то, что совершил Христос, и я не позволю своим амбициям встать между нами стеной там, где эту стену Своей плотью устранил Христос (Еф. 2:14).

Я буду подчиняться просто потому, что мне так велел Господь, невзирая на то, как справляется или не справляется со своим заданием мой муж.

Я буду подчиняться, потому что мне дорого Евангелие – своим браком я хочу провозглашать самую радостную весть на земле, а не служить преткновением для людей.

Моя любовь ко Христу, который унизил и смирил Себя, должна формировать мое отношение к подчинению, а не мои понятия о моей ценности, отрицательный опыт в мире, или требования культуры. Моей отправной точкой в послушании этому повелению будет мое положение во Христе, а не то, что я могу получить из этого.

Один ответ на “Трудная тема”

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.