Что имеет в виду Екклесиаст под словами «бояться Бога»?

Стоп. Разве надо вообще бояться Бога?

Это понятие о страхе перед Богом – не очень-то удобоваримо для нас. Нам не очень нравится думать о Боге как о грозном Властителе, который вершит судьбами по Своей прихоти. Но решать о том, каким быть Богу, а каким Ему не быть нам не дано: в таких суждениях важно отталкиваться не от своего понимания, но от того, как Бог сам это выразил в Своем Писании. О страхе перед Богом Библия говорит очень много, как в Ветхом Завете, так и Новом. В Исходе 20:20, сразу после того, как Моисей дал 10 заповедей и тем самым раскрыл Израильтянам характер Бога, мы видим напуганный народ, который отступил от горы и встал вдали. Моисей увидел это и провел для них очень важное отличие: «Не бойтесь, Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был перед лицом вашим, чтобы вы не грешили». Моисей хотел, чтобы у Израильтян не было одного типа страха, который заставил их отпрянуть, но чтобы в них присутствовал другой страх, который приблизил бы их к Богу и научил бы их послушанию. Бог всегда хотел, чтобы Его народ полностью зависел от Его слова, как от хлеба, и чтобы они видели источник своего существования в Нем, а не в своей плоти. В таком страхе, трепете перед Его волей, и есть начало мудрости. К людям, испытывающим такой страх, благоволит Бог, и к ним – Его милость (Пс. 146:11). Библия во многих местах призывает нас к этому страху и часто противопоставляет это страху и благоговению перед людьми, миром, обстоятельствами, суждениями других людей, Сатаной.

Для того, чтобы вникнуть в смысл этих слов в книге Екклесиаста, думаю, полезно посмотреть на то, каким представляет Бога Екклесиаст в своей книге.

Раскрывая перед нами суетность и пустоту жизни в разных ее аспектах, Екклесиаст постоянно направляет наш взгляд на Бога. Характеристики Бога в этой книге можно сгруппировать в три категории: Создатель, Пастух, Судья.

Создатель сотворил мир и задал в нем ритм, по которому этот мир живет и движется. Все в нем устроено так, что нет ничего нового, но все рано или поздно возвращается на круги своя. (1:1-11). Бог сотворил человека правым, но человек пустился на многие помыслы и с тех пор занимается погоней за ветром: как бы получить какую-то пользу в этом мире (7:29, 1:3). Но определенная кривизна в этом мире под солнцем не позволяет ему это сделать, и это – от Бога (1:15, 7:13). В этой жизни со всей ее кривизной, под тенью смерти (9:2,3), Создатель дает нам «долю»: обрести мудрость (1:13), работать и находить в этом наслаждение (2:24). При этом Он может дать способность наслаждаться работой и богатством одним, и удержать это от других (5:18, 6:2) – и никому не дано понять, по какому принципу Он это делает. Он присутствует при нашем поклонении Ему, слышит наши приближающиеся к алтарю шаги, слышит каждое слово наших молитв (4:17, 5:5). Он не каменная статуя: наши легкомысленные и многословные обещания доходят до Его слуха, вызывая в Нем гнев на глупость людей, забывающих, что говорят они с Богом на небесах. Все, что делает Бог, прекрасно в свое время и совершенно (3:11,14). Это от Его руки дни благополучия и плодотворности сменяются днями противления и несчастья: и никто не может сказать, что послужило поводом тому и другому (7:14). Нам невозможно постичь действие Бога так же, как мы не можем постичь формирование ребенка в утробе матери. Он держит начало жизни и ее конец: соткав нас, Он в Свое время порвет серебряную цепочку, и разобьется кувшин у источника и наш дух вернется к Нему.

Творец по Екклесиасту совершенно иной чем мы, Его творение. Он обладает высшей властью, непостижим и совершенен и заинтересован в том, чтобы мы понимали свое место (3:18). Личность, способная гневаться и быть источником радости, обладающая волей на нашу жизнь.

Бояться этого Творца означает помнить о своем положении как сотворенного существа и жить в полной зависимости от Него. Благоговение перед Творцом помогает нам быть занятыми нашей долей (9:10) просто потому, что эта доля – от Него, а не надеяться на результат наших усилий.

Этот Творец также является нашим Пастухом. Екклесиаст указывает на то, что Бог дает нам пищу, питье, веселье, работу (8:15). Он ведет нас от самого начала нашей суетной жизни до ее конца. Он также дает нам мудрые слова, которые в Его руках служат стрекалом с иглой на конце, чтобы помочь нам выбирать верный путь (12:11).

Благоговеть перед Пастухом означает доверять Его заботе, слышать и слушать Его голос мудрости и беречь себя от всего, что сверх этого (12:12). Страх перед Пастухом побуждает нас искать эту мудрость и знания, но не делать ее самоцелью.

Екклесиаст также представляет нам Бога как Судью, который воззовет из прошлого всякое дело, правое или нечестивое (3:17, 12:14). Он будет судить мир по Своим стандартам, которые открыты в Его законе (12:13).

Благоговеть перед Судьей означает помнить о том, что за все нас приведет на суд Бог.

Этот страх и благоговение перед Творцом, Пастухом и Создателем должны стать для нас источником настоящей радости в этом искривленном мире: Екклесиаст призывает нас наслаждаться жизнью, трудиться и искать мудрость в этом мире, всегда прибавляя к этому, что мы должны при этом бояться Его. Почему? Потому что без страха перед Ним, без понимания нашей полной зависимости от Него и без постоянного благоговения перед Его присутствием мы быстро превратим эти дары в идолы и окажемся с дырявым ведром. Сделав мудрость самоцелью, мы быстро начнем мнить сами себя всезнающим богом. Сделав работу высшей целью жизни, мы не сможем получать от нее полного удовольствия, потому что все наши помыслы будут связаны погоней за продуктивностью – капризным чудовищем. Если сделать удовольствия конечной целью, мы быстро обнаружим, что и этому нет конца и края. Какой из родителей не слышал от своего ребенка, который только что вернулся с веселой вечеринки вопрос: «А что теперь?»

Но страх перед Богом не только придает смысл всему, что происходит в нашей жизни каждый день. Ходя по этой земле, где все творение подчинено тлению (Рим. 8:20), снова и снова сталкиваясь лицом к лицу с кривизной этого мира в отношениях, работе и в поисках мудрости, мы можем с терпением и надеждой проходить через эти тернии, ожидая нашего освобождения как детей Божьих (Рим. 8: 20,23). Есть необыкновенная свобода в понимании реальности такой, какая она есть на самом деле: я – всего лишь творение. Не могу я своими усилиями устроить свою жизнь так, как мне это видится, нет никакой пользы от моих усилий, все – суета сует и погоня за паром. Но я знаю, кто Бог: Он – мой Творец, Пастух, Судья.

Как страх перед этим Богом важен мне сегодня? Учит ли Екклесиаст фатализму в своей книге?

Об этом – в следующем посте об Екклесиасте!

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.